Прошло 5 лет с момента легализации каннабиса в рекреационных целях в Канаде. За это время правительство Канады и ученые собрали данные о том, как влияет легальный каннабис на безопасность в различных сферах жизни.
«Don’t drive high!» или «Не води накуренным!» — такое сообщение транслирует правительство Канады всем водителям после легализации в октябре 2018 года. Однако связь между употреблением легального рекреационного каннабиса и нарушениями вождения не совсем ясна.
Хотя употребление марихуаны может существенно ухудшить психомоторные навыки и когнитивные функции, влияние каннабиса на вождение варьируется в зависимости от человека, дозы и методов употребления. Некоторые исследования выявили связь между употреблением каннабиса и нарушением вождения, в том числе в симуляторах вождения, вождения в закрытом режиме и в эпидемиологических исследованиях, но другие этого не обнаружили.
Абсолютное число лиц, сообщивших о вождении после недавнего употребления каннабиса, увеличилось с 573 000 до 622 000. Кроме того, почти 20% потребителей, которые сообщили о вождении после употребления каннабиса, также сообщили о совместном употреблении алкоголя.
В целом имеющиеся данные исследований показывают, что легализация рекреационного каннабиса может быть связана с небольшим, но важным относительным увеличением количества ДТП со смертельным исходом в США. Это увеличение может быть, а может не быть временным. По мере появления большего количества данных следует проводить дальнейший анализ.
Однако в Канаде мало таких экспертов, поскольку обучение стоит дорого и требует много времени, а способность правоохранительных органов предоставлять экспертов в широких юрисдикциях ограничена. Кроме того, эксперты по распознаванию наркотиков не имеют медицинской подготовки, и точность, с которой офицеры могут выявлять нарушения и относить их к определенному классу наркотиков, может различаться. Валидность как стандартизированных полевых тестов на трезвость, так и экспертной программы по распознаванию наркотиков при нарушении, связанном с каннабисом, остается неопределенной, и следует изучить другие методы, дополняющие или заменяющие эти подходы.
Биохимические измерения каннабиса в крови, моче или слюне могут использоваться в дополнение к психомоторным оценкам при оценке степени нарушения. Закон Канады C-46 (2018 год) разрешает полиции проводить тестирование слюны на ТГК на дорогах, при этом несколько устройств для тестирования в настоящее время одобрены, а другие проходят оценку.
В провинциях могут применяться более строгие правила (в Квебеке и Саскачеване действуют правила абсолютной нетерпимости, предусматривающие штрафы за любой обнаруживаемый ТГК). Практическое применение этих ограничений и их способность противостоять судебным разбирательствам остаются неясными, потому что они не основаны на продемонстрированной корреляции между уровнями ТГК и нарушениями вождения.
Тетрагидроканнабинол жирорастворим и поэтому быстро проникает из крови в мозг и другие органы, где его метаболиты могут оставаться в течение продолжительных периодов времени, что затрудняет точное биохимическое измерение нарушений. Кроме того, относительное ухудшение при определенной концентрации ТГК может различаться у разных людей из-за разницы в толерантности, а хронические потребители каннабиса могут продолжать обнаруживать ТГК в слюне или моче после недель или даже месяцев воздержания.
Различные методы потребления каннабиса (например, курение, парение, употребление в пищу) также затрудняют измерения, учитывая разные модели повышения и понижения уровня ТГК в жидкостях организма. Для обеспечения общественной безопасности и защиты прав законных потребителей каннабиса необходимо существенное повышение точности текущих биохимических мер по выявлению нарушений, связанных с каннабисом.
Другие стратегии сдерживания включают политику «нулевой терпимости» для молодых водителей, выборочные проверки трезвости на обочинах дорог и административные санкции (например, штрафы, конфискация транспортных средств, приостановление действия прав), применяемые после осуждения водителя за нарушение правил поведения. Недавний обзор показал, что проактивные методы охраны правопорядка, когда они широко освещаются и становятся заметными, могут иметь немедленный и значительный эффект на сокращение количества людей, употребляющих каннабис при вождении.
Совместное употребление алкоголя и каннабиса ухудшает вождение в большей степени, чем любой другой наркотик.
Употребление в автотранспортных средствах (даже на стоянке) запрещено. Каннабис в автотранспортных средствах должен храниться в закрытом отделении, недоступном для водителя и пассажиров (например, в багажнике).
Вождение в нетрезвом виде является незаконным. У полиции есть множество инструментов для выявления нарушений вождения, включая тесты на трезвость на дороге, анализ крови и слюны, оценку экспертом по распознаванию наркотиков. Штрафы за нарушение правил вождения под воздействием наркотиков включают в себя:
Каннабис влияет на каждого человека по-разному, и его эффекты зависят от используемого продукта, а также от метода и количества потребления.
Не рискуйте. Планируйте поездки заранее, если вы собираетесь употреблять каннабис.
Однако внедрение правил вождения для лиц, употребляющих каннабис, образовательные кампании, в том числе федеральные ограничения на вождение, могут способствовать предотвращению потенциального увеличения количества ДТП в Канаде. Медицинские работники должны предоставить пациентам, употребляющим каннабис, четкие, основанные на фактических данных рекомендации по более безопасному употреблению каннабиса.
«Don’t drive high!» или «Не води накуренным!» — такое сообщение транслирует правительство Канады всем водителям после легализации в октябре 2018 года. Однако связь между употреблением легального рекреационного каннабиса и нарушениями вождения не совсем ясна.
Хотя употребление марихуаны может существенно ухудшить психомоторные навыки и когнитивные функции, влияние каннабиса на вождение варьируется в зависимости от человека, дозы и методов употребления. Некоторые исследования выявили связь между употреблением каннабиса и нарушением вождения, в том числе в симуляторах вождения, вождения в закрытом режиме и в эпидемиологических исследованиях, но другие этого не обнаружили.
Что известно об употреблении каннабиса и вождении автомобиля в Канаде?
Согласно данным опроса Статистической службы Канады, доля канадцев, которые сообщили, что употребляли каннабис за последние три месяца, увеличилась с 14% до 17% с 2018 года (до легализации) по 2019 год. Среди потребителей каннабиса с водительскими правами 13% сообщили о вождении автомобиля в течение двух часов после употребления каннабиса.Абсолютное число лиц, сообщивших о вождении после недавнего употребления каннабиса, увеличилось с 573 000 до 622 000. Кроме того, почти 20% потребителей, которые сообщили о вождении после употребления каннабиса, также сообщили о совместном употреблении алкоголя.
Как легализация рекреационного каннабиса повлияла на количество ДТП в других юрисдикциях?
Авторы исследования обнаружили, что легализация рекреационного каннабиса в США была связана с увеличением количества дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Результаты прогнозов демонстрируют, что легализация каннабиса в национальном масштабе может привести к дополнительным 4843 смертельным случаям в результате ДТП в США в год, что на 16% больше. В Канаде в 2018 году было зарегистрировано 1922 погибших в результате ДТП; относительное увеличение на 16% будет соответствовать 308 дополнительным смертельным случаям ежегодно.В целом имеющиеся данные исследований показывают, что легализация рекреационного каннабиса может быть связана с небольшим, но важным относительным увеличением количества ДТП со смертельным исходом в США. Это увеличение может быть, а может не быть временным. По мере появления большего количества данных следует проводить дальнейший анализ.
Могут ли быть эффективными меры по выявлению и сдерживанию водителей, употребляющих каннабис в Канаде?
В настоящее время в Канаде используются психомоторные обследования, которые можно проводить на обочине дороги для выявления наркозависимости. К ним относятся стандартные полевые тесты на трезвость: стойка на одной ноге, нистагм горизонтального взгляда (быстрые колебания глазных яблок), ходьба и поворот. Эти тесты были разработаны для оценки нарушений, связанных с употреблением алкоголя, и их достоверность для выявления нарушений, вызванных употреблением каннабиса, является неопределенной. После неудачного завершения стандартизированного полевого теста на трезвость офицер со специальной подготовкой, например эксперт по распознаванию наркотиков, проведет более сложные неврологические и офтальмологические тесты для оценки потенциального нарушения.Однако в Канаде мало таких экспертов, поскольку обучение стоит дорого и требует много времени, а способность правоохранительных органов предоставлять экспертов в широких юрисдикциях ограничена. Кроме того, эксперты по распознаванию наркотиков не имеют медицинской подготовки, и точность, с которой офицеры могут выявлять нарушения и относить их к определенному классу наркотиков, может различаться. Валидность как стандартизированных полевых тестов на трезвость, так и экспертной программы по распознаванию наркотиков при нарушении, связанном с каннабисом, остается неопределенной, и следует изучить другие методы, дополняющие или заменяющие эти подходы.
Биохимические измерения каннабиса в крови, моче или слюне могут использоваться в дополнение к психомоторным оценкам при оценке степени нарушения. Закон Канады C-46 (2018 год) разрешает полиции проводить тестирование слюны на ТГК на дорогах, при этом несколько устройств для тестирования в настоящее время одобрены, а другие проходят оценку.
В провинциях могут применяться более строгие правила (в Квебеке и Саскачеване действуют правила абсолютной нетерпимости, предусматривающие штрафы за любой обнаруживаемый ТГК). Практическое применение этих ограничений и их способность противостоять судебным разбирательствам остаются неясными, потому что они не основаны на продемонстрированной корреляции между уровнями ТГК и нарушениями вождения.
Тетрагидроканнабинол жирорастворим и поэтому быстро проникает из крови в мозг и другие органы, где его метаболиты могут оставаться в течение продолжительных периодов времени, что затрудняет точное биохимическое измерение нарушений. Кроме того, относительное ухудшение при определенной концентрации ТГК может различаться у разных людей из-за разницы в толерантности, а хронические потребители каннабиса могут продолжать обнаруживать ТГК в слюне или моче после недель или даже месяцев воздержания.
Различные методы потребления каннабиса (например, курение, парение, употребление в пищу) также затрудняют измерения, учитывая разные модели повышения и понижения уровня ТГК в жидкостях организма. Для обеспечения общественной безопасности и защиты прав законных потребителей каннабиса необходимо существенное повышение точности текущих биохимических мер по выявлению нарушений, связанных с каннабисом.
Другие стратегии сдерживания включают политику «нулевой терпимости» для молодых водителей, выборочные проверки трезвости на обочинах дорог и административные санкции (например, штрафы, конфискация транспортных средств, приостановление действия прав), применяемые после осуждения водителя за нарушение правил поведения. Недавний обзор показал, что проактивные методы охраны правопорядка, когда они широко освещаются и становятся заметными, могут иметь немедленный и значительный эффект на сокращение количества людей, употребляющих каннабис при вождении.
Памятка для водителей, употребляющих каннабис в Каннаде
Употребление каннабиса ухудшает управление автомобилем, затрудняя выполнение таких задач, как движение по своей полосе, поддержание постоянной скорости, принятие правильных решений на дороге и избегание опасностей.Совместное употребление алкоголя и каннабиса ухудшает вождение в большей степени, чем любой другой наркотик.
Употребление в автотранспортных средствах (даже на стоянке) запрещено. Каннабис в автотранспортных средствах должен храниться в закрытом отделении, недоступном для водителя и пассажиров (например, в багажнике).
Вождение в нетрезвом виде является незаконным. У полиции есть множество инструментов для выявления нарушений вождения, включая тесты на трезвость на дороге, анализ крови и слюны, оценку экспертом по распознаванию наркотиков. Штрафы за нарушение правил вождения под воздействием наркотиков включают в себя:
- Первое нарушение: обязательный штраф в размере не менее 1000 долларов США; до 10 лет лишения свободы;
- Второе правонарушение: обязательный минимум — 30 дней тюремного заключения (максимум 10 лет);
- Третье правонарушение: обязательный минимум — 120 дней тюремного заключения (максимум 10 лет)
Каннабис влияет на каждого человека по-разному, и его эффекты зависят от используемого продукта, а также от метода и количества потребления.
Не рискуйте. Планируйте поездки заранее, если вы собираетесь употреблять каннабис.
Заключение
Данные из США показывают, что существует вероятность небольшого, но важного увеличения количества дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом после легализации рекреационного каннабиса в Канаде, что может привести примерно к 308 дополнительным дорожным происшествиям со смертельным исходом ежегодно, а также к тысячам дополнительных травм без смертельного исхода.Однако внедрение правил вождения для лиц, употребляющих каннабис, образовательные кампании, в том числе федеральные ограничения на вождение, могут способствовать предотвращению потенциального увеличения количества ДТП в Канаде. Медицинские работники должны предоставить пациентам, употребляющим каннабис, четкие, основанные на фактических данных рекомендации по более безопасному употреблению каннабиса.