Предпосылок для реформы было предостаточно, выделю основную – суды не справлялись с возложенной нагрузкой: грубо говоря, лиц, которых не устроили решения суда прочих инстанций, оказалось больше, чем «пропускная способность» судов, рассматривающих жалобы – очередной, так знакомый нашей судебной системе, конфликт теории и практики.
Потребность в реформе «вызрела» и привела к появлению ФЗ от 11.10.2018 № 361, который, помимо прочих изменений, вносимых в УПК, обязывал создать окружные апелляционные и кассационные суда, ранее таковых как явления не было.
Изменения в части апелляционного обжалования не затронули мировые суда – их решения по-прежнему обжалуются в районный суд, п. 2. ч. 2 ст. 389.3 УПК и районные суда – всё также в судебную коллегию областных судов, регулирующая норма та же, что у мировых.
А вот что претерпело изменения, так это место обжалования решений областных судов, которые выступали в качестве суда первой инстанции.
Для понимания: эти суды рассматривают преступления, из числа указанных в ч. 3 ст. 31 УПК, а это очень сложные дела, такие как сбыт наркотиков в особо крупном, изнасилования, повлекшие смерть, геноцид и тому подобное.
И сложность заключается не в том, что сложно доказать и «посадить», а в том, что решение предельно ответственное.
С 1 октября 2019 года рассматривают апелляционные жалобы и представления организованные окружные апелляционные суды, которых суммарно пять: по одному на апелляционные округ, ст. 23.9 Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ.
Идем далее – кассация.
Ранее жалобы рассматривали в судах областного уровня, теперь – рассмотрение происходит в специально учрежденных окружных кассационных судах.
Которых суммарно не пять, как апелляционных, а все девять – по одному на кассационный округ, ч. 2 ст. 23.1 того же ФКЗ.
До реформы кассационная жалоба подавалась напрямую в кассационную инстанцию – областной суд, однако после реформы кассационная жалоба подается в тот суд, который вынес обжалуемое решение, – суд первой инстанции.
Указанный суд выполняет техническую функцию: проверить на верность оформления, снять копию, передать на рассмотрение, ст. 401.7 УПК.
И это чрезвычайно важно, потому что такой порядок подачи кассационной жалобы гарантирует, что при обжаловании в кассации, если не истекло 6 месяцев после вступления решения суда первой инстанции в силу и предпринималась попытка обжалования в апелляции, ваша жалоба гарантированно будет рассмотрена в судебном порядке – ранее на этом этапе существовал «фильтр», вся кассация была выборочной, и вашу жалобу могли банально «забраковать».
Этот «фильтр», собственно, окончательно не исчез, он всё также сохраняется на обжаловании в кассационном порядке, если истекло 6 месяцев или не предпринимались попытки обжалования в апелляционном порядке, такая кассация называется выборочной.
Поскольку теперь не вся кассация выборочная, порождается новое понятие – сплошная кассация, подробно смысл изложен в ст. 401.3 УПК, но лучше читайте ППВС от 25.06.2019 № 19, там доходчивее.
Обратите внимание на важный нюанс: сплошной порядок рассмотрения предусмотрен исключительно для приговоров судов, иные решения – промежуточные, рассматриваются всегда в выборочном порядке.
На этом изменения кассации закончились.
Об обжаловании в порядке надзора: как вы, надеюсь, помните, нормативная база под надзор дублирует нормативную базу под кассацию. Собственно, надзор как был в Президиуме, так и остался, а вот «путь» к нему претерпел изменения.
Как было раньше: если первая инстанция – это суд областного уровня, то апелляционная – судебная коллегия Верховного суда РФ, кассационная – Президиум Верховного суда РФ.
Теперь в середину «втискивается» апелляционный суд: если первая инстанция – суд областного уровня, то апелляционная – окружной апелляционный суд, кассационная – судебная коллегия Верховного суда РФ, надзор – Президиум.
Соответственно, и для судов нижестоящих относится областного уровня закономерно «путь» сдвинулся.
Что касается тех, приговоры в отношении которых вступили в законную силу до 1 октября 2019 года, их приговоры при обжаловании рассматривались в старом порядке, то есть выборочном.
Значение, оно же вывод всего написанного:
Реформа преследовала цель снизить нагрузку на вышестоящие инстанции, чего она и добилась: ни новой возможности подать жалобу, ни сплошной кассации по промежуточным решениям, ни «новой крови» в учрежденные суды.
Собственно, это и не предполагалось, а могло бы.
Потребность в реформе «вызрела» и привела к появлению ФЗ от 11.10.2018 № 361, который, помимо прочих изменений, вносимых в УПК, обязывал создать окружные апелляционные и кассационные суда, ранее таковых как явления не было.
Изменения в части апелляционного обжалования не затронули мировые суда – их решения по-прежнему обжалуются в районный суд, п. 2. ч. 2 ст. 389.3 УПК и районные суда – всё также в судебную коллегию областных судов, регулирующая норма та же, что у мировых.
А вот что претерпело изменения, так это место обжалования решений областных судов, которые выступали в качестве суда первой инстанции.
Для понимания: эти суды рассматривают преступления, из числа указанных в ч. 3 ст. 31 УПК, а это очень сложные дела, такие как сбыт наркотиков в особо крупном, изнасилования, повлекшие смерть, геноцид и тому подобное.
И сложность заключается не в том, что сложно доказать и «посадить», а в том, что решение предельно ответственное.
С 1 октября 2019 года рассматривают апелляционные жалобы и представления организованные окружные апелляционные суды, которых суммарно пять: по одному на апелляционные округ, ст. 23.9 Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ.
Идем далее – кассация.
Ранее жалобы рассматривали в судах областного уровня, теперь – рассмотрение происходит в специально учрежденных окружных кассационных судах.
Которых суммарно не пять, как апелляционных, а все девять – по одному на кассационный округ, ч. 2 ст. 23.1 того же ФКЗ.
До реформы кассационная жалоба подавалась напрямую в кассационную инстанцию – областной суд, однако после реформы кассационная жалоба подается в тот суд, который вынес обжалуемое решение, – суд первой инстанции.
Указанный суд выполняет техническую функцию: проверить на верность оформления, снять копию, передать на рассмотрение, ст. 401.7 УПК.
И это чрезвычайно важно, потому что такой порядок подачи кассационной жалобы гарантирует, что при обжаловании в кассации, если не истекло 6 месяцев после вступления решения суда первой инстанции в силу и предпринималась попытка обжалования в апелляции, ваша жалоба гарантированно будет рассмотрена в судебном порядке – ранее на этом этапе существовал «фильтр», вся кассация была выборочной, и вашу жалобу могли банально «забраковать».
Этот «фильтр», собственно, окончательно не исчез, он всё также сохраняется на обжаловании в кассационном порядке, если истекло 6 месяцев или не предпринимались попытки обжалования в апелляционном порядке, такая кассация называется выборочной.
Поскольку теперь не вся кассация выборочная, порождается новое понятие – сплошная кассация, подробно смысл изложен в ст. 401.3 УПК, но лучше читайте ППВС от 25.06.2019 № 19, там доходчивее.
Обратите внимание на важный нюанс: сплошной порядок рассмотрения предусмотрен исключительно для приговоров судов, иные решения – промежуточные, рассматриваются всегда в выборочном порядке.
На этом изменения кассации закончились.
Об обжаловании в порядке надзора: как вы, надеюсь, помните, нормативная база под надзор дублирует нормативную базу под кассацию. Собственно, надзор как был в Президиуме, так и остался, а вот «путь» к нему претерпел изменения.
Как было раньше: если первая инстанция – это суд областного уровня, то апелляционная – судебная коллегия Верховного суда РФ, кассационная – Президиум Верховного суда РФ.
Теперь в середину «втискивается» апелляционный суд: если первая инстанция – суд областного уровня, то апелляционная – окружной апелляционный суд, кассационная – судебная коллегия Верховного суда РФ, надзор – Президиум.
Соответственно, и для судов нижестоящих относится областного уровня закономерно «путь» сдвинулся.
Что касается тех, приговоры в отношении которых вступили в законную силу до 1 октября 2019 года, их приговоры при обжаловании рассматривались в старом порядке, то есть выборочном.
Значение, оно же вывод всего написанного:
Реформа преследовала цель снизить нагрузку на вышестоящие инстанции, чего она и добилась: ни новой возможности подать жалобу, ни сплошной кассации по промежуточным решениям, ни «новой крови» в учрежденные суды.
Собственно, это и не предполагалось, а могло бы.