О незначительности реформы процесса обжалования от 2019 года

Добро пожаловать на наш форум!

Спасибо за посещение нашего сообщества. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы получить доступ ко всем функциям.


Gibby

Автор
Команда проекта

Регистрация
Сообщений
1,635
Репутация
45
Сделок
1.jpg
Предпосылок для реформы было предостаточно, выделю основную – суды не справлялись с возложенной нагрузкой: грубо говоря, лиц, которых не устроили решения суда прочих инстанций, оказалось больше, чем «пропускная способность» судов, рассматривающих жалобы – очередной, так знакомый нашей судебной системе, конфликт теории и практики.

Потребность в реформе «вызрела» и привела к появлению ФЗ от 11.10.2018 № 361, который, помимо прочих изменений, вносимых в УПК, обязывал создать окружные апелляционные и кассационные суда, ранее таковых как явления не было.

Изменения в части апелляционного обжалования не затронули мировые суда – их решения по-прежнему обжалуются в районный суд, п. 2. ч. 2 ст. 389.3 УПК и районные суда – всё также в судебную коллегию областных судов, регулирующая норма та же, что у мировых.

А вот что претерпело изменения, так это место обжалования решений областных судов, которые выступали в качестве суда первой инстанции.

Для понимания: эти суды рассматривают преступления, из числа указанных в ч. 3 ст. 31 УПК, а это очень сложные дела, такие как сбыт наркотиков в особо крупном, изнасилования, повлекшие смерть, геноцид и тому подобное.

И сложность заключается не в том, что сложно доказать и «посадить», а в том, что решение предельно ответственное.

С 1 октября 2019 года рассматривают апелляционные жалобы и представления организованные окружные апелляционные суды, которых суммарно пять: по одному на апелляционные округ, ст. 23.9 Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ.

Идем далее – кассация.

Ранее жалобы рассматривали в судах областного уровня, теперь – рассмотрение происходит в специально учрежденных окружных кассационных судах.

Которых суммарно не пять, как апелляционных, а все девять – по одному на кассационный округ, ч. 2 ст. 23.1 того же ФКЗ.

До реформы кассационная жалоба подавалась напрямую в кассационную инстанцию – областной суд, однако после реформы кассационная жалоба подается в тот суд, который вынес обжалуемое решение, – суд первой инстанции.

Указанный суд выполняет техническую функцию: проверить на верность оформления, снять копию, передать на рассмотрение, ст. 401.7 УПК.

И это чрезвычайно важно, потому что такой порядок подачи кассационной жалобы гарантирует, что при обжаловании в кассации, если не истекло 6 месяцев после вступления решения суда первой инстанции в силу и предпринималась попытка обжалования в апелляции, ваша жалоба гарантированно будет рассмотрена в судебном порядке – ранее на этом этапе существовал «фильтр», вся кассация была выборочной, и вашу жалобу могли банально «забраковать».

Этот «фильтр», собственно, окончательно не исчез, он всё также сохраняется на обжаловании в кассационном порядке, если истекло 6 месяцев или не предпринимались попытки обжалования в апелляционном порядке, такая кассация называется выборочной.

Поскольку теперь не вся кассация выборочная, порождается новое понятие – сплошная кассация, подробно смысл изложен в ст. 401.3 УПК, но лучше читайте ППВС от 25.06.2019 № 19, там доходчивее.

Обратите внимание на важный нюанс: сплошной порядок рассмотрения предусмотрен исключительно для приговоров судов, иные решения – промежуточные, рассматриваются всегда в выборочном порядке.

На этом изменения кассации закончились.

Об обжаловании в порядке надзора: как вы, надеюсь, помните, нормативная база под надзор дублирует нормативную базу под кассацию. Собственно, надзор как был в Президиуме, так и остался, а вот «путь» к нему претерпел изменения.

Как было раньше: если первая инстанция – это суд областного уровня, то апелляционная – судебная коллегия Верховного суда РФ, кассационная – Президиум Верховного суда РФ.

Теперь в середину «втискивается» апелляционный суд: если первая инстанция – суд областного уровня, то апелляционная – окружной апелляционный суд, кассационная – судебная коллегия Верховного суда РФ, надзор – Президиум.

Соответственно, и для судов нижестоящих относится областного уровня закономерно «путь» сдвинулся.

Что касается тех, приговоры в отношении которых вступили в законную силу до 1 октября 2019 года, их приговоры при обжаловании рассматривались в старом порядке, то есть выборочном.

Значение, оно же вывод всего написанного:

Реформа преследовала цель снизить нагрузку на вышестоящие инстанции, чего она и добилась: ни новой возможности подать жалобу, ни сплошной кассации по промежуточным решениям, ни «новой крови» в учрежденные суды.

Собственно, это и не предполагалось, а могло бы.
 
Сверху